Гражданская направленность личности

Существенной, ведущей психологической характеристикой личности и показателем уровня развития ее сознания и самосознания выступает гражданская направленность.


Важность этого компонента структуры личности обусловлена, прежде всего, тем, что он объединяет и направляет помыслы и чувства человека, согласно которым решаются многие жизненные вопросы. Формирование гражданской направленности начинается еще в детстве и зависит от многих факторов. Исследование процесса формирования гражданской направленности именно в подростковом возрасте оказывается наиболее важным, так как этот возраст признается как кризисный для формирования личности многими психологами.


Выяснить факторы и условия процесса формирования личности подростка, возможности эффективного самосознания, самосовершенствования, профилактики дивиантного поведения — вот важные вопросы, стоящие перед современной психологией.


Девиантное поведение рассматривается в психологии как барьер на пути формирования и становления личности в целом и ее гражданской направленности в частности. Явление девиантного поведения (алкоголизм, наркотики, сексуальная распущенность) достигло таких размеров, что некоторые исследователи считают возможным говорить даже о «феномене девиантной культуры».


Теоретические подходы к психологическому пониманию особенностей развития психики в подростковом возрасте и факторов девиантного поведения подростков в историческом плане претерпели определенные качественные изменения от З.Фрейда (нарушение развития психосексуальности) до Л.М.Банниковой (социально-патологическая форма адаптации). Таким же определенным качественным изменениям подверглись и теоретические подходы к психологическому пониманию сущности гражданской направленности в историческом плане.

Гражданская направленность личности

В свое время гражданская направленность рассматривалась как механическая реакция на специально подобранные государством и обществом стимулы, как следствие ролевого взаимодействия членов общества, как потребность реализовать свой личностный потенциал в социальном, государственном творчестве, как разновидность базовой социальной установки. Современные представления о гражданской направленности базируются на рассмотрении ее как субъективно-объективного образования психики, в котором отражаются индивидуальные субъективные отношения человека к общественным явлениям, к системе имеющихся ценностей, выступающих для конкретного индивида как объективная реальность, которая может при определенных условиях трансформироваться в собственные, субъективно значимые ценностные ориентации личности.


Уровень развития гражданской направленности проявляется по тому, насколько овладел человек определенной системой общественно значимых ценностей, насколько они на самом деле вошли в потребностно-мотивационную сферу личности и определяют ее общественную сущность.


Гражданская направленность личности включает в себя три важных компонента:

  • Первый — когнитивный, или смысловой, компонент, в котором сосредоточен индивидуальный опыт личности. Он вбирает в себя знания гражданского содержания (понятия — государство, этнос, нация, национальная идея, национальный идеал, национальные интересы, менталитет и т.д.).


  • Второй компонент — эмоциональный, который передает переживания индивидом своего отношения к гражданским ценностям и определяет личностный смысл этому отношению. Он включает в себя группу высших чувств, в которых отражается отношение граждан к своей национальной общности.


  • Третий — поведенческий компонент, который воплощается в общественно значимых поступках, практических действиях, поведении.

Структурная сложность гражданской направленности обуславливает ее полифункциональность:


1) идентификационная функция заключается в осознании личностью собственной причастности к народу как своему;


2) целеобразовательная функция, при которой цели данного общества превращаются в жизненные личностные цели;


3) мотивационная функция направляет социальную активность личностного государства.


Как целостное личное образование гражданская направленность находит свое выражение в таких гражданских качествах как гражданская самоотверженность, чувство национального достоинства, чувство гражданского долга и ответственности, гражданское мужество, приверженность к национальным ценностям.


Современные представления о формировании личности подростка базируются на теоретических и практических исследованиях современных отечественных и зарубежных психологов.




Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Читайте также