Прислуга в доме – психологические аспекты

Проблема прислуги стара как мир, хотя семьдесят лет «всеобщего равенства» совершенно вывели в российском массовом сознании традиции отношений «хозяин-слуга». Но даже в те времена существовал очень, впрочем, узкий круг людей, которые все же могли иметь прислугу. Например, у знаменитого музыканта Ростроповича работал некогда садовник по фамилии Солженицын.


Все возвращается на круги своя, и сегодня имеется немалый спрос на «помощников по хозяйству». Так стыдливо-целомудренно называют у нас людей, которые готовы выполнять рутинную бытовую работу не только для себя. Вчерашние дипломированные специалисты, чаще – специалистки, забросив на антресоли никому не нужные сегодня дипломы и подав в газету объявление вроде «аккуратная, добросовестная, трудолюбивая москвичка ищет работу помощницы по хозяйству» идут в услужение. Что же, следует признать, это работа довольно высокооплачиваемая и… перспективная. Ведь непосредственная близость к преуспевшим людям может иметь неожиданные, порой весьма даже благоприятные последствия.


Таким образом, проблема прислуги возникла с новой силой и застала нас врасплох. В обществе нет представления о том, как это должно быть. У нанимающегося нет представления о глубоком подчинении, в котором ему надлежит работать. А у нанимателя нет опыта поиска прислуги и обращения с ней. Найти подходящего человека, нанять его, потребовать работу, проконтролировать ее, наказать рублем (американским) – иногда это становится настоящей психологической проблемой для хозяина. Следовательно, существует потребность в специалистах, которые могли бы взять на себя часть этих проблем. И они не замедлили явиться. Первая фирма в Москве, которая помогала заинтересованным в этом людям подобрать для них недорогие услуги домработниц и другой домашней прислуги, образовалась в 1990 году. Еще несколько лет назад таких фирм было не больше десятка. Сегодня, по некоторым данным, их около 60. Я ознакомилась с работой некоторых из них, обобщила этот опыт, обнаружила кое-какие закономерности и сделала выводы.

Прислуга в доме

Например. Существуют нежелательные типы «обслуживающего персонала».


Первый из них, условно, – «домомучительница» (образ, гениально описанный Астрид Линдгрен). Дама, долженствующая следить за порядком в доме, постепенно «захватывает власть». Со временем хозяева обнаруживают, что она посвящена во все тонкости семейной жизни и даже в коммерческие тайны ее хозяина. Она позволяет себе обсуждать эти проблемы с хозяевами, давать советы и даже оказывать давление, внося раздор в семью. Специалисты считают, что лучшее средство борьбы с ней – вообще не нанимать такую особу, поскольку даже уволить ее – проблема.


При подборе работницы надо обращать внимание на ее послужной список. Лучше не брать на эти роли бывших руководящих работников, равно как и педагогов с большим стажем, ибо, по мнению одного весьма авторитетного в этом деле эксперта, «они безнадежные диктаторы, испорченные системой советской школы». Не подходят на такую роль и бывшие работники сферы торговли, которые «привыкли к большой степени свободы». Тогда кто? Ответ прост. Обратитесь в фирму по подбору домашних работников. Процесс подбора тандема «хозяин-прислуга» сугубо индивидуальный. Самое главное здесь – психологическая совместимость. Фирмы ориентированы на набор и обучение небольших, в 10-15 человек, групп будущих работников. Такой подход дает возможность индивидуальной работы с каждой из них и, соответственно, – с заказчиком.


У каждой фирмы свои особенности в процессе трудоустройства кадров. В основном действует «вузовская» система распределения.

  • Сидят в одном помещении заказчики и выпускники. Вопросы – ответы – выбор.
  • Либо сотрудник фирмы – психолог, сопоставив анкеты обеих сторон, применив собственную интуицию, направляет кандидатку в семью.
  • Пробная бесплатная неделя. Если не нашла контакта – направляется следующая, до трех раз.
  • У фирмы есть база данных обо всех слушателях курсов. Они, со своей стороны, поддерживают контакт с фирмой, поскольку в этом – гарантия трудоустройства.
Домработница

Некоторые фирмы на исходе четвертого месяца обучения проводят распределение и последний месяц обучения готовят человека к работе именно в данной семье, предлагая будущему хозяину в течение этого месяца еще и самому навести справки о том, кто будет вхож в его дом.


Это необходимо потому, что, как это ни прискорбно, существует второй отрицательный тип прислуги, также имеющий литературный прототип. Это «няня Кэт», которая «внезапно исчезла, а вместе с ней исчезло все столовое серебро».


Как оградить себя от подобного рода услуг? С помощью рекомендательных писем? Ненадежно. Ведь письмо можно подделать и указать в нем телефон ближайшей подруги, посвященной в тайну. Прецеденты были. Попытаться составить юридический договор, на основе которого можно было бы возбудить иск? Практика показывает, что такие договоры на практике оказываются несостоятельными. В самом деле, как можно при отсутствии четкой законодательной базы составить корректный договор, который бы обязывал нанимающегося нести ответственность за имущество и за свою работу, а также юридически его защищал?


Некоторые фирмы нашли выход в том, что не только трудоустраивают своих слушателей, но и несут ответственность за них, давая им рекомендацию. Порукой — доброе имя фирмы. Ставится цель за 5 месяцев не только обучить слушателей, но и узнать их достаточно хорошо для того, чтобы за них поручиться.


Фирмы принимают далеко не всех желающих.

  • Претенденты проходят через психологические тесты на определение профпригодности.
  • На всех имеется «досье» с указанием места прописки, требуется справка с последнего места работы, медицинские справки о том, что человек не состоит на учете в псих или тубдиспансере.
  • Фирмы дорожат своим добрым именем и возвращают слушателям деньги за обучение, если выясняется, что в их поведении или биографии — есть нечто несовместимое с честностью и порядочностью.
Помощница по хозяйству

В среде прислуги встречаются сегодня весьма достойные люди, настоящие интеллигенты. Так, например, рассказывают об одной гувернантке, которая учит ребенка английскому языку и музыке. Это профессиональная база в человеке, которую невозможно, конечно, создать за краткий срок подготовки на курсах. Но и те знания и умения, которые преподаются слушателям в процессе подготовки, трудно переоценить. Психология ребенка и семьи, кулинария, основы медицины, элементы христианской морали, этикет, лепка, музыка, живопись, правильное произношение, обращение с домашней техникой, астропсихология.


Но главными по-прежнему остаются извечные добродетели слуги: преданность и трудолюбие.




Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Читайте также