Наши представления о воспитании детей

В слове "воспитание" заложено представление об определенных целях, которых должен достичь воспитанник, и тем самым уже наносится вред возможностям его развития. Но честный отказ от каких-либо манипуляций и от представления о цели не означает, что ребенка предоставляют самому себе. Потому что ребенок в высшей степени нуждается в духовной и физической поддержке взрослых.


В процессе общественных преобразований изменились и наши представления о воспитании, что доказывают обе нижеследующие цитаты детских специалистов: "Если Вы убедились, что нет в наличии ни истинной потребности, ни тягостного или болезненного состояния, ни болезни, то можно быть уверенным, что крик является только проявлением настроения, каприза, первым выражением своенравия. Теперь уже нельзя больше выжидать, нужно решительно вмешаться. С помощью... серьезным тоном сказанных слов, угрожающих жестов, постучав по кровати... а если все это не помогает - то путем настойчиво повторяемых телесно ощутимых напоминаний...".


Чтобы обеспечить ребенку полную возможность полноценного развития, у этой поддержки должны быть следующие свойства:

  1. Уважение к ребенку
  2. Соблюдение его прав
  3. Терпимость к его чувствам
  4. Готовность учиться на основе его поведения

Между этими двумя воззрениями лежат целые миры. В прежние времена мерами приручения пытались сломить волю маленького ребенка. По сегодняшним меркам этот способ воздействия неприемлем, он представляет собой печальную главу в истории педагогики. Наши сегодняшние представления о воспитании хотя и расходятся в чем-то, однако гораздо терпимее, им свойственна большая открытость по отношению к ребенку.

Наши представления о воспитании детей

Важнейшим представителем этого направления является психоаналитик Алиса Миллер. В своей уже ставшей знаменитой книге "Вначале было воспитание" она выступает за такой стиль общения, при котором психика ребенка и уважение к его потребностям стоят на переднем плане. Несмотря на современную педагогику и всеобщий переворот в мышлении, многие родители по-прежнему чувствуют себя неуверенно, когда они думают о воспитании своего ребенка. Ведь как раз в повседневности не всегда все протекает так гладко, как этого требуют теоретические книги и популяризирующие труды.


Конечно, каждый знает теперь, что авторитарные воспитательные меры, требующие безусловного послушания и насильственного наказания, отслужили свое - но нередко родителей воспитывали как раз еще по этим принципам. С другой стороны модель антиавторитарного воспитания вызывает чувство большой неуверенности, так как в ней подвергают сомнению и отвергают все воспитательные меры.


Если у ребенка есть этот положительный опыт, позже ему легче будет научиться терпению, когда его потребности будут удовлетворяться не сразу. Потому что он будет знать, что взрослые учитывают его потребности и уважают его личность. Хотя с помощью насилия, принуждения и дрессировки ребенка с течением времени можно сделать послушным, в нем, однако, всегда будет жить страх перед наказанием и лишением любви. И он при этом не научится уважать самого себя и других и принимать определенные правила игры, хорошо понимая их смысл.


Для воспитания важен еще один момент: в первые годы жизни дети учатся в основном путем подражания. Они имитируют поведение других детей и своих близких. Родителям следует понимать это, так как при всех их воспитательских усилиях собственный пример в любом случае играет большую роль. Поэтому желания изменения в поведении всегда должны начинаться именно со взрослых.




Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Читайте также