Психическое и эмоциональное развитие ребенка

Правильно ли реагирует ваш ребенок на конфликты дома, в детском саду, во дворе? Не слишком ли агрессивный или, наоборот, не слишком ли спокойный, «всепрощающий» малыш? Почему малыш 5-6 лет не может заснуть, посмотрев по телевизору передачу про извержение вулкана, а его трехлетний брат весело смеется, уверяя, что позовет пожарных и они справятся и потушат вулкан?


Для диагностики психического и эмоционального развития ребенка применяется множество тестов. И если у родителей появляются какие-то сомнения, то необходимо отвести малыша на консультацию к психоневрологу и психологу, так как многие нарушения психоэмоциональной сферы легко лечатся при начальных проявлениях и очень тяжело в запущенных случаях. А некоторые нарушения можно вообще предупредить, если родители знают особенности психики и неврологического развития своего ребенка в том или ином возрасте.


Если говорить о каких-то общих критериях, то для всех детей дошкольного возраста с нормальным психоэмоциональным развитием преобладающим является бодрое жизнерадостное настроение с положительным отношением к окружающим. Все дети этой возрастной группы любознательны, живо интересуются окружающим миром, легко учатся всему новому. Если к этому прикладывается правильное воспитание в семье, то малыши способны к сопереживанию, ласковы, инициативны. Они проявляют минимум тревожности, несмотря на то, что для этого возраста характерно возникновение различных страхов. Страх темноты, одиночества, уколов и прочие, которые, однако, не создают серьезных проблем в поведении и воспитании ребенка. Эти страхи временные и связаны с высокой эмоциональной активностью малыша в этом возрасте.

Психическое и эмоциональное развитие ребенка

Обратите внимание, дошколята осваивают мир не только физически, но и эмоционально. Ведь трех-четырехлетний ребенок не просто смотрит мультфильм, он в нем активно участвует! Он «стреляет» в «плохих», защищает «хороших», он всеми своими чувствами погружается в мир сказки или игры. Только к концу дошкольного периода дети начинают понемногу контролировать свои чувства и поступки.


Тем не менее, нарушения психического и эмоционального развития в детском возрасте, к сожалению, достаточно частая проблема. Среди наиболее распространенных: задержки или неравномерность развития и акселерация. Эти проблемы могут носить как врожденный характер, так и приобретенный. Особенно при неблагоприятных влияниях среды, в которой растет малыш. Учитывая то, что особенностью психики детского возраста является эмоциональная лабильность, психическая подвижность, частая смена настроений и ранимость, то даже незначительные внешние факторы могут вызвать у маленького ребенка психоэмоциональные нарушения.


Одни из них могут проходить самостоятельно, другим требуется специальное лечение. Некоторые, к сожалению, остаются на всю жизнь, формируя во всех отношениях проблемную личность. Вы удивитесь, но, стихийным бедствием для малыша могут стать невинные и незначительные, с точки зрения взрослого, происшествия: смена прически, цвета волос, одежды, смена духов у матери, перестановка мебели в квартире.




Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Читайте также