Гражданская направленность личности
Существенной, ведущей психологической характеристикой личности и показателем уровня развития ее сознания и самосознания выступает гражданская направленность. Важность этого компонента структуры личности обусловлена, прежде всего, тем, что он объединяет и направляет помыслы и чувства человека, согласно которым решаются многие жизненные вопросы. Формирование гражданской направленности начинается еще в детстве и зависит от многих факторов. Исследование процесса формирования гражданской направленности именно в подростковом возрасте оказывается наиболее важным, так как этот возраст признается как кризисный для формирования личности многими психологами. Выяснить факторы и условия процесса формирования личности подростка, возможности эффективного самосознания, самосовершенствования, профилактики дивиантного поведения — вот важные вопросы, стоящие перед современной психологией. Девиантное поведение рассматривается в психологии как барьер на пути формирования и становления личности в целом и ее гражданской направленности в частности. Явление девиантного поведения (алкоголизм, наркотики, сексуальная распущенность) достигло таких размеров, что некоторые исследователи считают возможным говорить даже о «феномене девиантной культуры». Теоретические подходы к психологическому пониманию особенностей развития психики в подростковом возрасте и факторов девиантного поведения подростков в историческом плане претерпели определенные качественные изменения от З.Фрейда (нарушение развития психосексуальности) до Л.М.Банниковой (социально-патологическая форма адаптации). Таким же определенным качественным изменениям подверглись и теоретические подходы к психологическому пониманию сущности гражданской направленности в историческом плане. ![]() В свое время гражданская направленность рассматривалась как механическая реакция на специально подобранные государством и обществом стимулы, как следствие ролевого взаимодействия членов общества, как потребность реализовать свой личностный потенциал в социальном, государственном творчестве, как разновидность базовой социальной установки. Современные представления о гражданской направленности базируются на рассмотрении ее как субъективно-объективного образования психики, в котором отражаются индивидуальные субъективные отношения человека к общественным явлениям, к системе имеющихся ценностей, выступающих для конкретного индивида как объективная реальность, которая может при определенных условиях трансформироваться в собственные, субъективно значимые ценностные ориентации личности. Уровень развития гражданской направленности проявляется по тому, насколько овладел человек определенной системой общественно значимых ценностей, насколько они на самом деле вошли в потребностно-мотивационную сферу личности и определяют ее общественную сущность. Гражданская направленность личности включает в себя три важных компонента:
Структурная сложность гражданской направленности обуславливает ее полифункциональность: 1) идентификационная функция заключается в осознании личностью собственной причастности к народу как своему; 2) целеобразовательная функция, при которой цели данного общества превращаются в жизненные личностные цели; 3) мотивационная функция направляет социальную активность личностного государства. Как целостное личное образование гражданская направленность находит свое выражение в таких гражданских качествах как гражданская самоотверженность, чувство национального достоинства, чувство гражданского долга и ответственности, гражданское мужество, приверженность к национальным ценностям. Современные представления о формировании личности подростка базируются на теоретических и практических исследованиях современных отечественных и зарубежных психологов. | |
| |
| |
Читайте также
|